Дополнительное образование

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Программа  по дополнительному образованию разработана  на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся, учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика.

Главная задача для школы — формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности обучающихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и  государства. Дополнительное образование — это такая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое.

Цель дополнительного образования в нашей школе — выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих туристско-краеведческую, военно-патриотическую, техническую, физкультурно-спортивную, художественную, социально-гуманитарную, естественно-научную направленность (согласно п.3 ч.1 статьи 34 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской  Федерации»), и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, способствующих развитию их умений и навыков, а также личностному росту обучающихся.

 Представленный вариант программы ориентирован на решение следующих задач:

— обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;

— творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;

— организация содержательного досуга;

— обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Реализация туристско-краеведческой направленности способствует формированию ценностного, личностного отношения к культурному наследию России, развитию интереса к исследованиям, научно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности, инициативы обучающихся.

Техническая направленность, позволяет создать условия для самоопределения, самовыражения обучающихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, способствует их социализации через вовлечение в технический кружок, привитие им любви к технике, а также выявление наиболее одаренных детей для подготовки их к участию в соревнованиях различного уровня.

Реализация художественной направленности способствует развитию художественного потенциала обучающихся, прививает любовь к прекрасному, формирует навыки культурного досуга, развивает у детей их природные задатки, возможности, способности.

Одной из важнейших задач объединений естественнонаучной направленности является формирование активной гражданской позиции обучающихся, развитию у них любознательности, трудолюбия, способствует их социализации.

Программы физкультурно-спортивной направленности призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Содержательные направления дополнительного образования детей – 6:

туристско-краеведческую, военно-патриотическую, техническую, физкультурно-спортивную, художественную, социально-гуманитарную, естественно-научную направленность .

Количественные показатели:

— количество учебных часов в неделю (от школы) – 18;

— общее количество часов к финансированию – 18

Возрастные показатели:

– 7-17 лет/ 1-11 классы.

Продолжительность освоения программ по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией в соответствии с законодательством и по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы.

Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормативы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей, по принципу 5-дневной рабочей недели.

Продолжительность занятий детских объединений дополнительного образования определяется из расчета в 60 минут (45 минут учебная деятельность. А 1-й класс 35 минут)

Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся ( или родителей)на основании письменного заявления.

В течение учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы,соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией школы.

Учебный план занятий объединений дополнительного образования на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказ  Министерства просвещения      Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года) Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 года, регистрационный N 52831;

-СанПиН СП 2.4.3648-20 (введенного в действие Минюстом РФ 18 декабря 2020 года регистрационный N 61573 , постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от от 28 сентября 2020 года N 28);

— Закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

-Приказ департамента образования Белгородской области «О формировании учебных планов образовательных организаций Белгородской области, реализующих, основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год

— Устав МБОУ « Стригуновская СОШ».

Школа имеет современную материально-техническую базу, все необходимое для успешной учебы и полноценного отдыха:  спортивный зал, актовый зал,  компьютерный класс, библиотеку, музей Лука,  мультимедийные проекторы и т.д.

Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию рассматривается и утверждается на педагогическом совете школы с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности.

Учебный план по дополнительному образованию обучающихся 2021-2022 уч.год